Новая Москва (new_muscovite) wrote,
Новая Москва
new_muscovite

Старообрядцы в б. Подольском уезде. Ошибки в исторических источниках

В XIX столетии отечественная статистика была бурно развивающейся отраслью. Правительство словно вдруг осознало, что для удачного проведения в жизнь новых реформ необходимо вначале подробней изучить огромное российское пространство, и не жалело сил и средств на собирание информации и систематизацию данных. Чего только стоят, например, подворные переписи, в материалах которых указывались подробные данные буквально по каждой крестьянской избе!


Увы, количество не всегда переходило в качество. И сравнение красивых финальных отчетов — с исходными, «сырыми» данными, что хранятся в региональных архивах, нередко наталкивает на мысль, что на заре развития всеобщего государственного учета имели место быть множественные ошибки. Трудно сказать, что здесь влияло в большей степени – умысел чиновников или простое разгильдяйство. Но исследователей до сих пор сбивают с толку неверные данные полуторавековой давности, опубликованные во множестве популярных справочников.

Один из примеров скопления сомнительных данных – широко известная «Карта раскольничьих селений Московской губернии». Эта карта является излюбленным инструментом исследователя религиозной истории московского региона. Вся статистика по старообрядчеству во всех населенных пунктах — на одном листе, наглядно и удобно.

Однако при первой же попытке ознакомления с этим источником, я натолкнулся на некоторые странности. На территории нашей «Новой Москвы» карта показывает всего 8 населенных пунктах, в которых фиксируются жители, придерживающиеся дониконианских традиций: Саларьево, Березки, Фоминское, Былово, Поддубино, Дешино, Новиково, Могутово. Число старообрядцев указано красными цифрами, число прочих жителей – черными:

Форма и цвет символа для обозначения населенного пункта здесь тоже несут информационную нагрузку. Красный цвет – староверы-поповцы, зеленый – беспоповцы. Вытянутый прямоугольник – приверженцы старого обряда составляют менее четверти жителей селения, полукруг – половину жителей, квадрат – все жители:

Соответственно, по нашей территории самым интересным пунктом оказывалось село Березки (Сергиевское): «в селении сплошной раскол», да еще и беспоповцы – довольно «экзотический» толк старообрядчества для московского региона. Этакий маленький «Китеж-град» — причем не где-нибудь в глухих заволжских лесах, а совсем недалеко от Москвы, в густонаселенном районе.

Смущение вызывал лишь тот факт, что по этому селу нами уже было изучено несколько десятков исторических источников, и никакого намека на большую старообрядческую общину в них найдено не было. Село как село. Православная, «никонианская» церковь, которую исправно посещали жители. По метрическим книгам и исповедальным ведомостям – население сплошь православное. Никаких следов «раскольников». Но, может быть, суровые и непримиримые беспоповцы просто хорошо конспирировались?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо было поднять исходные статистические материалы, на которые опирались составители карты. Откуда вообще взялись данные о «сплошном расколе» в селении, где по всем документам жило обычное православное крестьянство? В фондах Центрального государственного архива Москвы (бывший ЦИАМ) сохранилось немало ценных источников по старообрядчеству в Московской губернии.

Для рассмотрения динамики численности староверов в окрестных населенных пунктах, были изучены официальные статистические данные за 1827-1830 годы (ЦГА Москвы, фонд 16, опись 109, дело 10), 1881-83 годы (там же, ф. 203, оп. 744, д. 3073 и ф. 203 оп. 362, д. 112), 1911 год (там же, ф. 54, оп. 177, д. 3141).

В итоге, было обнаружено, что результаты по Березкам и иным селениям, ныне входящим в состав ТиНАО г. Москвы — заметно отличаются от данных, отраженных на популярной карте.

1820-е годы:

Березки-Сергиевское – 1 человек,

Сосенки – 2 человека,

Терехово – 2 человека.

1880-е годы:

Березки-Сергиевское – 3 человека, поповского толка,

Былово – 7 человек, беспоповского толка,

Могутово – 1 человек, беспоповского толка.

То есть, никакого «сплошного раскола». И даже за 1911 год по всей Десеновской волости насчитывалось всего лишь 40 человек старообрядцев, а по Краснопахорской – лишь 23 человека. И это включая временно проживающих! Беспоповцы же в это время официально фиксируются лишь среди наемных рабочих Троицкой суконной фабрики (5 человек).

Вообще, самая большая концентрация старообрядцев в Московском регионе за последнее столетие существования Российской империи — наблюдается именно в промышленных районах. А наши окрестности были довольно бедны на крупные предприятия – в отличие от ближней подольской округи, или какого-нибудь Богородского уезда, заполненного большими фабриками и старообрядческими общинами.

Мораль этой истории довольно проста. Исторические источники бывают первичными, а бывают вторичными. И вторичным источникам, по умолчанию, никогда не стоит доверять, если хочешь докопаться до истины. Если массовые ошибки в переписных листах еще довольно маловероятны, то наглядные иллюстративные материалы, созданные по материалам статистических исследований, уже вполне могут содержать в себе неточности, возникшие при обработке и переписке.

Чем больше раз информация была переработана разными людьми, тем больше погрешностей могло возникнуть. Это же относится и к пересказам чужих историй в личных мемуарах, и ко многим другим историческим материалам. Если есть хоть малейшее сомнение – надо искать первоисточник и перепроверять.

______________________
Оригинал: "Москраевед".

Tags: НАО, ТАО, история, карты, краеведение, население, православие, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments